О применении риск-ориентированного подхода при планировании контрольно- надзорной деятельности.
Риск-ориентированный подход применяется в контрольно-надзорнойдеятельности и предполагает снижение количества государственныхпроверок в зонах, где риск нарушений меньше. Таким образом, он долженснизить административную нагрузку на добросовестные предприятия.Применение подхода при организации государственного контролязакреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей приосуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальногоконтроля».Роспотребнадзор одним из первых федеральныхорганов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор отнесен к видам государственного контроля (надзора), который осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенному классу (категории) опасности.
Отнесение к категории риска проводится расчетным путем, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806, в котором учитывается такие показатели как:
тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятность нарушения обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности;
показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определённого вида деятельности;
показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного надзора.
Расчет категории для объектов, подлежащих надзору, осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Таким образом, отнесение объекта к той или иной категории риска зависит от таких факторов как:
вид деятельности производственных объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежащего надзору;
численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы);
наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года;
связь объекта с заболеваемостью населения;
наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия хозяйствующих субъектов;
количество выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей за 3 года.
Периодичность проведения плановых проверок соблюдения санитарно-эпидемиологических требований определена в зависимости от присвоенной категории риска:
чрезвычайно высокий риск причинения вреда (1 класс)– один раз в календарном году;
высокий риск причинения вреда (2 класс) – один раз в 2 года;
значительный риск причинения вреда (3 класс) – один раз в 3 года;
средний риск причинения вреда (4 класс) – не чаще чем один раз в 4 года;
умеренный риск причинения вреда (5 класс)– не чаще чем один раз в 6 лет;
низкий риск причинения вреда ( 6 класс)– плановые проверки не проводятся.
Исходя из этого, планирование проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет осуществляться с учетом оценки потенциального риска причинения вреда здоровью хозяйствующими субъектами.
При планировании надзорной деятельностиучитывается:
соотношением количества нарушенных пунктов санитарного
законодательства к количеству проведенных проверок;
исследований на объекте.
Приоритетному надзору в рамках одного класса опасности подлежат объекты с худшими показателями. Периодичность плановых проверок может быть снижена для объектов, где вероятность нарушения законодательства ниже.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, представляет информацию о присвоенных их деятельности и (или)используемым ими производственным объектам категории риска, а также сведения,использованные при отнесении к определенным категориям риска.Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в орган государственного контроля (надзора) с заявлением об изменении присвоенной ранее ихдеятельности и (или) используемым ими производственным объектам категориириска. Форма заявления и перечень приложений установленыПостановлением Правительства РФ от 17.08.2016 №806. Решение об удовлетворениизаявления или об отказе в удовлетворении принимается государственным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления.
ТО Управления Роспотребнадзора по Калужской области
в Кировском, Куйбышевском, Мосальском,
Барятинском, Спас-Деменском районах